(по-немецки Neue Sachlichkeit)
Магический реализм, одно из направлений неоклассицизма, течение в немецкой живописи и графике 1920-х г., охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку. Течение возникло в ответ на чрезмерный формализм и индивидуалистический протест экспрессионизма и было связано с очередным всплеском развития неоклассицизма в искусстве Европы. По направленности было близко таким направлениям современного искусства, как французский неоэнгризм и итальянская «метафизическая живопись».Идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера, работавшие в данном направлении, пытались противопоставить своего рода прообраз мистифицированного, прозрачно кристального, будто бы реального мира. Создавая этот искусственный мир в самых подробных, гиперболизировано-чётких деталях, такие художники, как, к примеру, Шримпф, Мензе, Канольдт, отображали в своём творчестве ощущение отторжения отдельной индивидуальности от механистической, бездушной реальности.Другие мастера, утрируя её выразительные средства, придавая им характер гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность, как это делали Дикс и Грос. Название новая вещественность ввёл в обиход в 1923 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить новый реализм в живописи. Хартлауб характеризовал этот реализм так: «Он был связан с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (они-то и нашли себе отдушину в экспрессионизме). Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону, "новой вещественности". Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров». Общим знаменателем нового пути фотографии в начале 20 века был уход от художественных принципов и приемов, заимствованных из живописи или графики, и предпочтение чисто фотографических средств выражения. Творческие стремления с самого начала шли в двух главных направлениях, из которых первое (более сильное в США) ставило своей целью «фотографическое изображение мира», в то время как второе (более сильное в Европе) на первое место ставило «мир фотографического изображения». Первое направление получило в США название в более широком смысле непосредственная, прямая фотография (Straight photography), или в более узком значении - новая вещественность, объективность (New objectivity). Работы американца Пола Стрэнда 1910-х годов являются первыми примерами «новой вещественности» в фотографии. Он предвосхитил типичные сюжеты нового направления в светописи, тем, что наряду с репортажными снимками он фотографировал «абстрактные» формы предметов быта, а позднее детали машин, природные образования, корни деревьев, поверхность камней. Эти сюжеты резко отличались от тех, которые были раньше. Перемена сюжетов мотивировалась новым интересом к предмету, к наружному виду вещей окружающего мира. В книге Ренгер-Патча «Мир прекрасен» было опубликовано около сотни фотографий растений, индустриальных объектов, предметов массового производства. Раскрытие красоты ничего не значащих предметов чисто фотографическими методами — программное положение Ренгер-Патча. В своей книге Ренгер-Патч писал «Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения, которые могли бы защитить свою честь фотографическими качествами, не прибегая к кредиту из области искусств». Европейская и американская ветви «новой вещественности» встретились на знаменитой штутгартской выставке «Фильм и фото» 1929 г. Данное направление исчерпалось к 1933 году, с приходом нацизма к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства.
Руки кукловода.Тина Модотти. 1929 г.
Пол Стрэнд.
Нью Йорк. Угол 83 улицы и Вест Энд Авеню.Пол-Стрэнд. 1915 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.