(арабская каллиграфия)
Миниатюра, на которой представлен образец одного или нескольких почерков в каллиграфическом стиле. Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм). Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940 г.). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Самый ранний почерк, куфи - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. Существует шесть стилей классического арабского письма: Насх: "переписка" - горизонтальный, строгий почерк. Мухаккак: "правильный". Сульс: "одна треть" - очень гибкий почерк, криволинейные и прямолинейные элементы которого соотносятся в пропорции 1/3. Тауки: "указ" - самый убористый почерк. Рика: "скорописный". Райхани: "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика. Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля: Талик (таалик) быстрый в исполнении (скорописный). Насталик скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика". В мавританской Испании был разработан прекрасный Андалузский Магрибский почерк, 3 строки - мухаккак, в картушах - куфи. От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века). В 15-17 веках в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков.
Аллах - свет Небеси Земли. Кита.
Судный день прийдет.Кита.
Нет Бога кромеАллаха и МухаммедЕго пророк. Кита.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.