(от названия испанской области - Каталонии)
Наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры 14—15 в. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям 11—13 в. Их традиции своеобразно переплелись с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Феррера Бассы (капелла Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346 г.) — основателя Каталонской школы.Основной сферой творчества её мастеров стало создание заалтарных образов (ретабло). В Каталонской школе элементы, предвосхищающие культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры в картинах писались темперой, а узорные золочёные фоны, нимбы в виде концентрических кругов, отдельные части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из Стукко. Плоский рельеф служит естественным переходом от плоскостных изображений к орнаментальной пластике и статуям на ретабло, способствуя органическому включению живописи в их целостную архитектурно-декоративную композицию. В произведениях художников Каталонской школы средневековое отношение к живописной поверхности как к драгоценному и тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы, показать среду, в которой действуют герои, с тяготением к яркой и жизнерадостной повествовательности. Христианская легенда нередко служит лишь канвой, в которую вплетаются сцены повседневной жизни каталонского общества. Итальянские влияния характерны для Каталонской школы 14 и начала 15 в. Они проявились в попытках художников (братья Серра, Л. Борраса, Б. Марторель) придать фигурам и лицам трехмерность, наметить глубинные планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В середине 15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворённые в самобытном, полном глубокого чувства и напряжённой страсти творчестве Х. Уге, добивавшегося в своих изображениях святых определённости и почти портретной выразительности характеристик. Объединение Испании (1479 г.) нанесло удар независимости Каталонии и задержало дальнейшую эволюцию Каталонской школы, стоявшей на пороге Возрождения. Её своеобразие в дальнейшем становится постепенно достоянием общеиспанского искусства.
Святой Георгийубивает дракона.Б. Марторелл.15 век.
ВознесениеХриста.Ф. Басса.
Св. Петридет по воде.Л. Борасса. 15 век.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.