(от названия города Герат)
Одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 веке в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е г. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 г. Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератской школы связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератской школы характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератской школы и сила её воздействия. Первый этап Гератской школы, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 в., а также, вероятно, Багдада и Тебриза, характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427 г., частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427 г., библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431 г., Эрмитаж, Ленинград).Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430 г., библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератской школы в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад Кемаледдин (1450-е годы - 1533-1534 г. или 1535-1536 г.), миниатюрист. Выдающийся мастер гератской школы миниатюры, Бехзад работал в Герате и Тебризе, создавал изысканные по рисунку и звучные по цвету экспрессивные или лиричные по настроению многофигурные композиции, тонкие по характеристике портреты (иллюстрации к "Бустану" Саади, Египетская национальная библиотека, Каир, портрет Султана-Хусейна Байкара, частное собрание, Швеция). Оставаясь в рамках условных канонов средневековой восточной миниатюры, Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений и воплощал их с необычайной для искусства своего времени убедительностью и свободой. Его творчество оказало значительное влияние на иранских и среднеазиатских миниатюристов конца XV-XVI веков. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494-1495 г., Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493 г., Британский музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой.Новаторский характер Гератской школы заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератской школы проявилось в творчестве художников Тебризской школы, Мавераннахрской школы (Средняя Азия) и Могольской школы. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету. Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.
Мирак Наккаш.Гератская школа.
Царь Дарийи пастухи.Камаледдин Бехзад.
Строительствомечети.Камаледдин Бехзад.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.