(от итальянского caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать)
Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры. Карикатура в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т.д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.
Карикатура как вид искусства появилась достаточно давно и была мгновенно признана народом. Эти изображения позволяют емко подчеркнуть как достоинства, так и недостатки конкретной персоны, обнажить проблему. По некоторым свидетельствам, первые карикатуры вышли из-под кисти Леонардо да Винчи. В дальнейшем история этого художественного явления по большей части связана с гонениями и преследованиями авторов работ, что только лишний раз доказывает силу и влияние карикатуры.Не будет преувеличением, если сказать, что художники-карикатуристы не просто веселят публику, но и формируют общественное мнение по той или иной теме. Известны случаи, когда смешные рисунки становились причиной отставки правительств, как это произошло в XIX веке в Америке. Тогда, правда, политический карикатурист Томас Наст достаточно легко отделался. Но иногда художников постигала более печальная участь.Особенно нервно воспринимал работы английских и русских карикатуристов Наполеон Бонапарт. От короля Англии он даже требовал судить этих людей как убийц. Зная об этой слабости французского императора, в России в 1812 году во время Отечественной войны развернулась настоящая карикатурная компания против захватчиков и их предводителя. Внешних физических недостатков у Наполеона была масса, поэтому русские художники вволю поизмывались над «сиром», поднимая патриотические настроения в народных массах и армейской среде. Появились сотни вариантов лубочных картинок, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для такого благого дела даже организовал при своем штабе специальную типографию.Не очень жаловал карикатуру отец народов товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович не любил двусмысленности, а именно этим качеством и обладают карикатуры. Многие из мастеров этого жанра узнали, что такое лагерная похлебка. Принималось только то, что откровенно демонстрировало все прелести жизни советского человека и высмеивало пороки капиталистических взаимоотношений. Но во время Великой Отечественной войны про карикатуру вновь вспомнили как о сильнейшем пропагандистском искусстве.Даже уже в 90-х годах карикатура оставалась действенным оружием в политической борьбе. Карикатуристов усиленно сажали в тюрьмы в Турции, Панаме, Египте. Уже в наши дни крупнейший скандал разгорелся в Дании из-за публикации карикатур, представляющих мусульман поголовными террористами. Это вызвало бурные протесты в исламской среде. И чтобы доказать свой мирный нрав, несколько сотен мусульман вышли на улицы Копенгагена, сожгли пару датских государственных флагов и разгромили несколько магазинов. За головы же авторов рисунков исламское радикальное движение «Талибан» назначило премию – по 100 килограммов золота за каждую.Но вместе с политическим направлением в карикатуре активно развивалось и юмористическое. Причем в последнее время стало модным приглашать карикатуристов на семейные праздники и корпоративные вечеринки. Своими работами мастера создают дополнительное настроение и позволяют надолго сохранить в памяти приятные впечатления от того или иного мероприятия, юбилея, события. Кроме того, эти работы могут кого-то в коллективе заставить по-другому взглянуть на себя, что-то изменить в своем отношении к коллегам и друзьям, при этом не вызывая чувства обиды. Поэтому приглашение карикатуриста может оказаться делом не только приятным, но и в высшей степени полезным.
Карикатуры в России, первоначально представлявшие сатирически-нравственные изображения воздаяния за порочную жизнь, брали мотивы из церковных росписей; светское содержание они получили после того, как в XVII веке в Россию были завезены потешные немецкие листы. Иностранные сюжеты часто переделывали на русский лад. Главная тема карикатур XVIII века - осмеяние неправильного суда: "Шемякин суд", "О Ерше Ершовиче", "Подьячий и смерть", "Суд дворянина с крестьянином". Протест против нововведений Петра Великого выразила политическая карикатура - "Мыши кота погребают", осмеявшая погребение Петра и обычаи, введённые им.Позднее политический смысл этой карикатуры был утрачен. Екатерине II приписывают издание карикатуры "Просьба Кашинскому архиепископу от монахов Калязинского монастыря", имевшей целью подготовить народ к предположенному отобранию монастырских имуществ в казну. Большинство карикатур во второй половине XVIII века выходило с так называемой Ахметьевской фабрики в Москве; карикатуры эти были грубы и не высокого достоинства. Война 1812 года вызвала к деятельности талантливого и оригинального карикатуриста - художника Теребенева, который дал ряд удачных патриотических карикатур. С 1840-х годов карикатуры появляются главным образом в альманахах и в карикатурных журналах. Лучшие издания этого рода были в 40-х годах: "Ералаш" Неваховича и в 60-х годах - "Искра". В них обращали внимание талантливостью, остроумием и незлобливостью карикатуры Н.А. Степанова. В начале 80-х годов пробовала развиться политическая карикатура в "Фаланге" и "Гуслях", но неудачно. В 90-х годах в карикатурных журналах "Развлечение", "Будильник", "Шут", "Стрекоза", "Осколки" преобладает лёгкое эротическое направление.
Смерть пришла.В. Савельев.
Центр занятости. С. Корсун.
Подводя итоги.В. Занюков.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.