(от названия города Тобольск)
Один из видов русской резьбы по кости, художественный промысел в Тобольске. Изделия Тобольской резьбы по кости известны с начала XVIII в., русский косторезный промысел сформировался во 2-й половине 19 века. Традиционные изделия Тобольской резьбы по кости — скульптуры-миниатюры в основном из кости мамонта (зачастую групповые композиции) на темы быта и жизни северных народов. Скульптура характеризуется обобщённостью формы, умелым применением природных свойств материала, яркой декоративностью. Изготовляются также декоративно-утилитарные изделия (брелоки и т.п.). В 1960 г. на базе артели «Тобольский косторез» (основана в 1930-х г.) создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. Мастера: Г.Г. Кривошеий, Г.А. Хазов, В.И. Денисов, Т.С. и К.Т. Песковы и другие.Возникновение косторезного промысла в Тобольске обусловлено обилием бивня мамонта, находимого по берегам северных рек. Еще в петровские времена изделия тобольских косторезов вывозились на продажу в европейскую часть России. Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости — точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы. В девятнадцатом веке резьбой по кости занимались ссыльные поляки, рисунки для некоторых изделий выполнял известный художник М.С. Знаменский, который впоследствии и сам увлекся косторезным ремеслом.В 1874 году губернский землемер Овешков открыл мастерскую, названную «Сибирской», и поставил дело на широкую ногу. Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них — "Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Работы ее талантливых мастеров отмечены серебряной медалью на выставке в Нижнем Новгороде и золотой медалью на франко-русской выставке в Петербурге в 1898 году. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становится промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта. Изделия косторезов продавались в Тюмени, Кургане, Москве, Петербурге, не раз были удостоены наград и поощрений на выставках. Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий за границу. В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки. Определяющей композиционной схемой в 1950-е — 1970-е г. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.В конце 1950-х — в 1960-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость-цевку. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.В 1970-е и 1980-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же главное место занимает скульптура. В 1990-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов. Произведения, созданные мастерами Ю.Н. Замятиным, А.Г. Ананьиным, Н.Д. Фофановой, М.К. Куль-маметовым, Н.Н. Кугаевской, выпускаются массовыми тиражами. Сифанур Алыкова работает над созданием женских украшений.В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Каждое изделие выполняется вручную. Все работы индивидуальны. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон сувенирных изделий: от дорогостоящих — из элитных материалов, из кости мамонта — до относительно дешевых — из простой цевки и рога лося. Изделия из Тобольска — мелкая пластика из кости мамонта, настольные скульптуры, женские украшения — получают высокие оценки специалистов, хорошо знакомы с тобольской костяной резьбой и жители северных регионов. За полуторавековой период деятельности тобольскими мастерами накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений. Изделия тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.
Гарнитур "Тундра".Рог оленя.Тобольскаярезная кость.
Мамонт. Тобольская резная кость.
Тобольскаярезная кость.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.