Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Киликийская школа


(от названия армянской области - Киликии)

Портрет Левона и Керан (Т. Рослин) Одна из школ армянской миниатюры (2-я половина 12 — 14 в.), сложившаяся на территории армянских владений в Киликии (области, расположенной в северо-восточной части побережья Средиземного моря). Оригинальный стиль Киликийской школы сформировался на основе традиций миниатюры коренной Армении, а также влияний византийской и западноевропейской живописи того времени. Главные центры Киликийской школымонастыри Ромкла, Грнер, Дразарк.

Основные элементы иллюстрирования рукописей (Евангелий и др.), развитые Киликийской школой, — хораны (арочное оформление «канонов согласия»), заглавные прописные буквы, маргинальные знаки (указатель главы текста или абзаца),  а также сюжетные иллюстрации. Ранние миниатюры Киликийской школы отличаются некоторой тяжеловесностью архитектурных форм хоранов, крупным орнаментом (главным образом геометрическим и пальметточным), тёплыми приглушёнными тонами.

Уже во второй половине 12 в. в книге проповедей Григория Нарекского («Нарек», 1172 г.) выявляются характерные для этой школы черты — исключительная тонкость и виртуозность рисунка, обилие орнаментальных мотивов в заставках, маргиналах и заглавных буквах, изысканность красочной гаммы, широкое использование золота, стремление к декоративному богатству всего оформления книги. Крупнейшим представителем киликийской школы миниатюристов был художник Торос Рослин, работавший в резиденции киликийских католикосов — городе Ромклае в 60—90-х г. 13 в.

Биографических сведений о нем почти нет. Из пятнадцати приписываемых мастеру рукописей семь содержат прямые указания на его авторство, а другие атрибутированы на основании стилистических признаков и некоторых косвенных данных. С творчеством Тороса Рослина связывают такие шедевры киликийской миниатюры, как евангелие Рослина (1287 г.) и Праздничная минея (Чашоц) Гетума II (1288 г.). Последняя представляет собой один из наиболее замечательных образцов средневековой книжной живописи. Большое количество лицевых миниатюр, а также самых разнообразных орнаментальных украшений дают возможность представить блестящее декоративное мастерство, подлинную виртуозность и многогранность творчества художника.

Переход через Чермное море (Т. Рослин)На первом, заглавном листе в орнаментальную композицию чрезвычайно искусно вкомпонованы портретные изображения киликийских царей Левона III и Тетума II и их приближенных. На полях рукописи помещено множество рисунков, часто иллюстрирующих то или иное место текста, а иногда и просто декоративных украшений. Эти рисунки, иногда поразительные в своей жизненной непосредственности (например, «Лжеволхв, едущий на осле», «Верблюды»), убедительно свидетельствуют о громадной наблюдательности художника. Вместе с тем в орнаментальных мотивах ярко выражен сложный и многообразный мир фантастических образов и представлений средневековья. Здесь и невиданные растения, созданные из комбинаций реально существующих форм, и сказочные животные, и причудливое соединение элементов животного и растительного мира.

Характерные черты произведений Тороса Рослина — чёткость композиционных решений, особая ясность трактовки пространства (достигаемая применением отдельных приёмов прямой перспективы), богатство орнаментики, изысканность колорита (в котором яркие пятна локального цвета гармонично сочетаются со сложными смешанными тонами), благородство и сдержанность образного строя.

Живые, реалистические тенденции творчества Тороса Рослина с особенной силой проявляются в лицевых миниатюрах, украшающих «Чашон». Не выходя за пределы иконографических канонов средневековой живописи, художник создал образы, отмеченные не только большой экспрессией, но и невиданной раньше выразительностью в передаче эмоций людей. При общей декоративности решения, применяя условный золотой фон, он умел органично включить в композицию и детали архитектуры, и разнообразные фигуры людей, и даже элементы пейзажа.

Вместе с тем каждому персонажу художник придал естественную позу, живое, сюжетно обоснованное движение, верные общие пропорции. В качестве примера можно привести миниатюру «Беседа Христа с учениками». Сцена не занимает весь лист целиком, а вкомпонована непосредственно в текст рукописи, причем орнаментальное обрамление миниатюры умело связано с декором заглавных букв.

Лист с изображением ангела и жен мироносицПозы изображенных лишены канонической застылости, они живы и разнообразны. Очень выразителен жест Христа, указывающего на Иуду. Большое внимание обращает художник на лица; элементы индивидуально-конкретной характеристики сочетаются здесь со стремлением показать душевное состояние, те переживания, которыми охвачены в данный момент эти люди.

Творчеству Рослина присущи также динамичность линии, умение моделировать объем, воспроизводить светотеневые эффекты, придавать яркую праздничность цветовому решению. Опираясь на лучшие достижения армянской миниатюры, вероятно, знакомый с современным ему искусством соседних народов, Торос Рослин открыл новую блестящую страницу в истории армянской миниатюры и декоративного оформления рукописей.

Для миниатюр Киликийской школы времени расцвета характерны богатство орнаментных форм, включающих изображения птиц, зверей и человека, виртуозность динамичного рисунка, звучность красок, подчеркнутая введением золота, яркая эмоциональность индивидуализированных изображений людей, что в значительной мере было обусловлено вкусами местной знати. В начале 14 в. в Киликийской школе появляются черты упадка (переутончённость линий, навязчивое обилие золота, утрата эмоциональности персонажей и т.д.). Последний широко известный мастер Киликийской школы — Саркис Пицак. Традиции Киликийской школы сохранялись в армянской миниатюре до конца 18 в.


Миниатюра из Евангелия от Матфея
Миниатюра
из Евангелия
от Матфея.
Саркис Пицак.

Иона, извергаемый китом
Иона,
извергаемый китом.
Миниатюра из Чашоца.
1286 г.

Титул Евангелия от Иоанна
Титул Евангелия от
Иоанна.
Четвероевангелие.
13 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.