(от итальянского "на вершине горы")
1) Национальные музей и галерея Каподимонте — главные городской музей и картинная галерея Неаполя. Бывший дворец и летняя резиденция Бурбонов в Королевстве Обеих Сицилий. Основан в 1738 г. Расположен в большом королевском дворце Каподимонте (1738 г., архитектор Дж.А. Медрано; реконструирован в 1952-1957 г.). Включает в основном художественные собрания князей Фарнезе и королей Неаполя, в том числе произведения европейского изобразительного искусства 13-19 в. (картины Симоне Мартини, Мазаччо, Джованни Беллини, Пармиджанино, Тициана, Караваджо, П. Брейгеля, Эль Греко и др., скульптуру А. Поллайоло, Джамболоньи и др., лучшее в Италии собрание итальянской живописи 17 в.), европейскую и восточную керамику, оружие, мебель, художественные ткани.Знаменитый род Фарнезе восходит к XIII столетию. Впрочем, до XV века его представители ничем особенным себя не проявили. Первым Фарнезе, оставившим яркий след в истории, был Алессандро Фарнезе (1468-1549 г.), увенчанный в 1534 году папской тиарой под именем папы Павла III. Именно Павел III заказал гениальному Микеланджело фреску "Страшный суд" для Сикстинской капеллы и фрески "Обращение Савла" и "Распятие св. Петра" для капеллы Паолина. Следующими заказами стали проекты собора святого Петра и дворца Фарнезе в Риме.Уникальная художественная коллекция, собранная семьей Фарнезе, со временем перешла к Елизавете Фарнезе, вышедшей в 1715 году замуж за испанского короля Филиппа V, а позже досталась ее сыну Карлу, который был королем Неаполя (под именем Карла VII) с 1734 по 1759 год, а затем королем Испании (под именем Карла III) - с 1759 г. и до самой своей смерти в 1788 году. В 1737 году он начал строить большой дворец на холме, выходящем на Неаполитанский залив, - специально для хранения художественной коллекции семьи Фарнезе. Строительство дворца затянулось до 1836 года; коллекцию же между тем временно разместили в самом центре Неаполя, в Королевском музее, основанном в 1787 году Фердинандом I, сыном Карла.В Королевском музее наряду с собранием Фарнезе хранились также предметы, найденные при раскопках римских городов Помпеи и Геркуланума. Трагическая судьба этих городов известна каждому - они были похоронены под лавой и пеплом во время знаменитого извержения Везувия, случившегося в 79 году до н.э. В ходе объединения Италии в 1860 году Неаполь прекратил существование как самостоятельное государство, после чего его Королевский музей стал музеем Национальным. По окончании Второй мировой войны его здание подверглось реконструкции. Одновременно лучшие картины, до того хранившиеся в нем, перенесли во дворец Каподимонте, переименованный тогда же в Национальный музей и галерею Каподимонте. Новый музей открыли для посещения 5 мая 1957 года. Главным его украшением остаются произведения искусства, собранные семейством Фарнезе.Музей Каподимонте привлекает посетителей, прежде всего, своим собранием итальянской живописи XVI-XVII в. Его жемчужиной считаются девять знаменитых полотен Тициана, хотя, помимо этого, здесь хранятся и работы других известных европейских мастеров. Особенно хорошо представлена в музее испанская живопись, что немудрено - долгое время Неаполь оставался испанским владением. В частности, именно в Неаполе прожил большую часть своей жизни знаменитый испанский художник XVII века Хусепе Рибера. Впрочем, музей прославился не только живописью. Здесь можно увидеть гобелены, старинный фарфор, бронзу, оружие ушедших времен.2) Знаменитая фабрика фарфора "Каподимонте" - была основана в 1743 году Карлом III из династии Бурбонов, королём Неаполя и Обеих Сицилий. Глазурь для производства фарфора специально заказывалась в Венеции и в Дрездене. Художники, работавшие при королевской фабрике "Каподимонте", черпали вдохновение в творениях известных к тому времени мануфактур Мейсена, Джинори и Венеции. В то время фабрика "Каподимонте" использовала в качестве отличительного знака королевскую лилию, символ дома Бурбонов, оттиснутую на фарфоровом теле статуэтки то синим цветом, то золотом, внутри небольшого круга.Год за годом оборот мануфактуры увеличивался, на работу нанимались новые мастера, производство расширялось, ассортимент обогащался всё большим разнообразием форм и узоров, создавались уникальные предметы искусства. Вступив на испанский трон в 1759 г., Карл вынужден был отказаться от неаполитанской короны. Перед тем как уехать из Неаполя, Карл погрузил на три корабля свою любимую фарфоровую мануфактуру (художников, рабочих, оборудование, инструменты и почти 5 тонн фарфоровой массы). Перед отъездом в Испанию, король велел уничтожить все то, что могло привести к разглашению секретов производства мануфактуры - от печей до остатков производства фарфора. По приезду в Испанию, король Карл сразу же воздвиг новую фабрику в окрестностях Мадрида (Буен-Ретиро). Но спустя некоторое время, уровень производства снизился, и к 1803 г. мануфактура перешла от создания художественных изделий к производству повседневных предметов из твёрдого фарфора. Так завершилась первая "золотая пора" фарфора "Каподимонте".После отъезда короля Карла в Испанию, его преемник Фердинанд IV, решил продолжить начатое отцом дело и основал в Неаполе новую мануфактуру; 1780 г. - начало нового этапа в истории неаполитанской королевской мануфактуры. Именно в этот период было освоено производство бисквита, т.е. матового фарфора, до этого все изделия покрывались глазурью. Последующие десятилетия итальянской истории казалось бы стёрли следы этого богатейшего наследия, пока в 1925 г. под Миланом не был основан фарфоровый завод, в котором лучшие скульпторы того времени, вдохновленные старинными образцами и творческим увлечением старых мастеров, решили возобновить традицию фарфора "Каподимонте", положив начало его современной истории.
Бичевание Христа.Караваджо.
Конфетница.Фарфор Каподимонте.
ПортретПапы ПавлаТретьего.Тициан. 1545-1546 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.