(от латинского compositio - составление, сочинение)
1) Композиция – это особенности построения художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами, и в значительной степени определяющие его восприятие. Благодаря правильно построенной композиции произведение получает цельность и единство, которые синтезируют его отдельные фрагменты в одно целое и подчиняют друг другу. Т. о., композиция – один из наиболее значимых элементов художественной формы. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция). 2) В изобразительном искусстве - композиция связана с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.п.Типы композиции разделяются на устойчивые (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и динамические (где основные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), открытые (где нет центра, изображение равномерно раскрывается зрителю) и закрытые (где изображение стягивается к центру).Устойчивые и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения; динамические и открытые - в барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в раннем средневековом искусстве, в искусстве Ренессанса и классицизма), так и движение от традиционных жестких схем к свободным композиционным приемам, отвечающим индивидуальным творческим особенностям мастера, что характерно для искусства конца XIX-XX в.3) В музыке - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» в отличие от текучей вариантности народного творчества-процесса, от импровизации (в древней, восточной, народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века). Также внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма.4) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произведение, включающее различные виды искусства (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из разных произведений и отрывков.5) В теории чисел композицией натурального числа называется его представление в виде упорядоченной суммы натуральных слагаемых. Слагаемые, входящие в композицию, называют частями, а их количество — длиной композиции. В отличие от композиции, разбиение числа не учитывает порядок следования частей. Поэтому число разбиений числа никогда не превосходит числа композиций. При фиксированной длине композиций в них иногда также допускают нулевые части.
Пространственнаякомпозиция. К. Кобро. 1929 г.
Архитектурнаякомпозиция.
Цветочная композиция.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.