Христианская мораль формулирует семь самых страшных, смертных грехов, противо-поставляя их десяти заповедям Христа. Семь смертных грехов, из-за которых душа человека после Страшного суда попадает в ад, порождены первородным грехом. В Средневековье художники изображали один из 7-ми смертных грехов - Зависть, следуя тексту «Метаморфоз» Овидия: Грозная дева войны... увидела... евшую мясо гадюк — из пороков собственных пищу, — Зависть и взоры свои отвратилаот мерзостной. Та же Встала лениво с земли и, змей полусъеденныхбросив, Вон из пещеры своей выступаетмедлительным шагом... Бледность в лице разлита, худоба истощилавсе тело, Прямо не смотрят глаза, чернеютсязубы гнилые; Желчь в груди v нее, и ядом язык ее облит... (II, 765-777) Понятно, что этот образ сложился под влиянием другого персонажа — Медузы горгоны, у которой вместо волос были ядовитые змеи. Иногда фигуру Зависти, для большего устрашения, изображают грызущей свои внутренности либо вырывающей свое сердце, а также в сопровож-дении лающего пса или смертельно жалящего скорпиона. Гордыню, или тщеславие, изображали в виде девушки, любующейся на себя в зеркало, иногда сопровождая надписью: «A superbia initium sumpsit om nis perditio» (лат.) — «В гордыне — погибель» (фраза из библейской книги Товита, Тов. 4:13). Однако похожее изображение имело и другой смысл — мудрое благоразумие и воинская гордость. Иные фигуры возникали на основе текста «Морализованного Овидия»: Сисиф воплощал грех гордыни, Тантал — скупости, Иксион — сладострастия, или прелюбодеяния. Гнев представляли в образе бога войны Марса. Купидон, сохранивший античный облик мальчика с крыльями, луком и стрелами, олицетворял плотскую любовь (лат. Amor carnalis) и, следовательно, порок сладострастия. Его показывали обессилевшим у ног мудрых дев, победивших порочные устремления («Притча о десяти девах»). Факел Купидона считали символом плотского греха, «обжигающего душу». Факел принадлежит «госпоже Похоти» (лат. Libido). Сладострастие (лат. Luxuria) изображают также в виде обезьяны или женщины в сопровождении обезьяны, которая держит во рту яблоко. Более откровенная эмблема из двух фигур — коитус (лат. coitus — «соитие»). Античное божество Гимерос (греч. Himeros — «Желание»), сын Афродиты, представлял соблазн вожделения: юноша стоит у алтаря, держит руку в огне (аллегория губительного огня страсти). Его брат Потос (греч. Pothos — «Томление») держит обе руки в огне жертвенника. Третий брат — Эрос (греч. Eros — «Любовь») — пронзает себе сердце стрелой. Распутство изображали в виде обнаженной женской фигуры, грудь которой целует голубь или воробей (атрибут древнегреческой богини любви Афродиты). Атрибут Распутства — кабан, древний символ мужской агрессии, похоти, гнева, упрямства, плотского греха.
Ханс. Картина“Смерть и дева (Смерть и Сладострастие)“.
Художница Марина Подгаевская .Картина “Зависть“.
Картина “Грань страхаи сладострастия“.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.