(древнегреческая мифология; второе имя - Александра)
Прорицательница, предсказаниям которой никто не верил. Дочь последнего троянского царя Приама и царицы Гекубы; сестра Париса и Гектора. Согласно Гомеру, она была красивейшей из дочерей Приама, её пророческий дар он не упоминает. Имена Кассандра и Александра зафиксированы в микенских текстах.По одному рассказу, Кассандра переночевала в храме Аполлона вместе со своим братом-близнецом Геленом, и там храмовые змеи вылизали ей уши так чисто, что она смогла «слышать» будущее. Эта версия периодически встречается в греческой мифологии, хотя иногда говорится, что Кассандра приобрела способность понимать язык животных, а не предсказывать будущее.По другой версии, удивительная красота златокудрой и синеокой Кассандры, «подобной Афродите», воспламенила любовь бога Аполлона, но она согласилась стать его возлюбленной только при условии, что он наделит ее даром прорицания. В некоторых версиях мифа это отображается в символической форме: Аполлон плюет в рот девушке. Однако, получив этот дар, Кассандра отказалась исполнить свое обещание, за что Аполлон отомстил ей, лишив ее способности убеждать; есть версия, что он также обрек ее на безбрачие. Хотя Кассанда восстала против бога, ее постоянно терзало чувство вины перед ним. Она изрекала предсказания в экстатическом состоянии, поэтому ее считали безумной.Трагедия Кассандры в том, что она предвидит падение Трои, смерть близких и свою собственную гибель, но бессильна предотвратить их. Она первая узнала Париса в безвестном пастухе, выигравшем спортивное состязание, и пыталась убить его как будущего виновника Троянской войны. Позже она уговаривала его отказаться от Елены. Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Во время осады Трои чуть было не стала женой героя Офрионея, поклявшегося разгромить греков, но тот был сражен в бою критским царем Идоменеем. Первой возвестила троянцам о возвращении Приама с телом Гектора из вражеского лагеря. Предрекла Энею, единственному поверившему ей троянскому герою, что ему и его потомкам уготована великая судьба в Италии. Предупреждала соотечественников, что внутри Троянского коня спрятаны вооруженные воины. Во время взятия Трои пыталась найти убежище в храме Афины Паллады, однако Аякс, сын Оилея, силой оторвал ее от статуи богини и даже (по одной версии) надругался над ней. При разделе добычи стала рабыней микенского царя Агамемнона, который был тронут ее красотой и достоинством и сделал своей наложницей. Предсказала ему смерть от руки его жены Клитемнестры и свою собственную гибель. Увезена Агамемноном в Грецию. Родила от него двух сыновей-близнецов – Теледама и Пелопса. Пока Агамемнон был на войне, его жена Клитемнестра стала изменять мужу с Эгисфом. Когда Агамемнон и Кассандра прибывают в Микены, Клитемнестра просит своего мужа пройти по пурпурному ковру, этот цвет символизирует богов. Первоначально Агамемнон отказывается, но в конечном итоге сдаётся и ступает на него; но идя по этому пурпурному ковру он совершает кощунство, а также игнорирует предупреждения Кассандры. Тогда Клитемнестра и Эгисф убивают Агамемнона. Кассандру убила сама Клитемнестра. По одной версии, смертельно раненый Агамемнон пытался защитить ее, по другой – она сама бросилась к нему на помощь. Право считаться местом упокоения Кассандры в античности оспаривали жители Микен и Амикл; в Левктре был возведен храм в ее честь. Это позволяет говорить о существовании на Пелопоннесе культа Кассандры.Кассандра также известна как Александра, этим именем названа поэма об ее пророчествах, которую обычно приписывают александрийскому поэту Ликофрону (3 в. до н.э.). В ней отражена поздняя трактовка мифа: царь Приам приказывает запереть безумную дочь и приставить к ней стража, которому вверялось в обязанность записывать пророчества Кассандры. В переносном смысле "прорицания Кассандры" - мрачные предсказания, вызывающие недоверие окружающих.История Кассандры была чрезвычайно популярной в античном искусстве и литературе. Живописцы предпочитать изображать сцену ее похищения из храма Аяксом и сцену убийства (ларец Кипсела, кратер вазописца Ликурга, фрески в Помпеях и Геркулануме, картина неизвестного художника, описанная в Образах Филострата). Безысходность и трагичность судьбы троянской пророчицы часто привлекала греческих и римских драматургов – Эсхила ("Агамемнон"), Еврипида ("Троянки"), Сенеку ("Агамемнон"). В эллинистическую эпоху она стала героиней ученой поэмы Александра Филострата. В европейской культуре интерес к этому мифологическому персонажу возродился в конце 18 в. (баллада "Кассандра" Ф. Шиллера) и особенно затронул русскую литературу первой половины 19 в. (поэма "Кассандра" В.К. Кюхельбекера, драма "Кассандра в чертогах Агамемнона" А.Ф. Мерзлякова, драма "Кассандра" А.Н. Майкова). В 20 в., в эпоху мировых войн, образ Кассандры оказался еще более востребованным в связи с особой важностью темы тщетного пророчества и непризнанного пророка. К нему обращались Л. Украинка ("Кассандра"; 1902–1907 г.), Д. Дринкуотер ("Ночь Троянской войны"; 1917 г.), Ж. Жироду ("Троянской войны не будет"; 1935 г.), Г. Гауптман ("Смерть Агамемнона"; 1944 г.), А. Мак-Лей ("Троянский конь"; 1952 г.), Р. Байра ("Агамемнон должен умереть"; 1955 г.) и др.
Кассандра.Э. де Морган.
КассандрапредупреждаетТроянцев. Б. Пикар.Гравюра.
Аякс и Кассандра.Й. Соломон.1886 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.