(от греческого xylon - дерево и grapho - пишу, рисую)
Вид гравюры, в котором печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием и оттискивается способом высокой печати. Техника гравюры на дереве довольно проста: на отшлифованную поверхность доски толщиною около 2,5 см. наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается специальным инструментом до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге. Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише.Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, по крайней мере с этого времени встречаются упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг. Так бы и существовало множество предположений, если бы не находка в 1900 году в Дунхуане (Западный Китай) в пещере Тысячи Будд знаменитой «Алмазной сутры», которая ныне хранится в Британской Библиотеке. Она датирована 868 годом и снабжена указанием, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал сию книгу «ради поминовения усопших родителей своих». Так первая дата в истории гравюры совпадает с первой датой в истории книгопечатания. Однако проникновение гравюры в Европу лишь ненамного опередило изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания. Изображения на ткани ксилографическим способом делаются в Центральной Азии и в Византийской Империи, а в исламском Египте появляются примеры печати на бумаге, относящиеся к 1000 году.Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: сначала это была Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Техника ксилографии была такой же, как и в Азии: на деревянной доске вырезали зеркально рельефное изображение или текст, затем на рельеф наносили краску, а печатник прижимал к этой доске лист бумаги, легко приглаживая ее щеточкой. В Европе ксилографическим способом печатали изображения святых, тексты молитв, светские произведения, например календари, игральные карты.Ксилографические книги стали массовой литературой для бедных, зачастую полуграмотных горожан. Поэтому они снабжались большим количеством иллюстраций, и по современным меркам были не книгами, а комиксами. Типичный пример – "Библия бедняков", популярный пересказ Ветхого и Нового заветов с многочисленными иллюстрациями. Единственный пример книги той поры, не содержащей изображений – учебник латинской грамматики.Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 года ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.Ксилографические книги к середине XV в. получили распространение во всей Западной Европе. Центрами их изготовления были Северная Германия и Голландия. В 1417 г. антверпенские ксилографы объединились в один цех с иллюминаторами и художниками-резчиками. Так возникает цех печатников. Ксилографические "книги для бедных" не признавались образованными людьми и духовенством. В монастырские библиотеки и частные коллекции они не попадали, а переходили из рук в руки, пока не изнашивались. "Серьёзные" книги продолжали писать на пергаменте.Фактически, в позднем средневековье существует два типа книгопроизводства – пергаментные манускрипты для религиозной и университетской литературы, и бумажная ксилография для малообразованного простого народа. Однако в скором времени изобретение и совершенствование наборных шрифтов и печатного пресса вытесняет как манускрипты, так и ксилографию из книжного производства в Европе. Тем не менее, сохраняется и развивается школа ксилографической печати художественных гравюр, и долгое время она является основным способом создавать иллюстрации к ранней печатной книге в Европе.Если выше речь шла о так называемой обрезной гравюре (выполненной вдоль древесных волокон), то в 1780-х годах замечательный английский художник и гравер Томас Бьюик изобрел способ торцовой гравюры на дереве (на поперечном срезе ствола твердых пород). Он сам создал множество шедевров этого жанра – иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии». Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.Именно в технике торцовой ксилографии в XIX столетии создается множество книжных иллюстраций, которые с добавлением второй тоновой доски назывались политипажами. Наиболее крупными представителями этой техники в России были граверы Лаврентий Серяков и Владимир Матэ. Особняком стоит искусство восточной ксилографии. Если ранее она передавала лишь религиозные иероглифические тексты, то в XVII веке в Японии появляются иллюстрированные книги, а с 1660-х годов – гравюры светского содержания. Расцвет японской ксилографии относится к XVIII веку, когда Окумура Масанобу ввёл двух- и трехцветную печать. Крупнейшим мастером конца XVIII века считается создатель идеального женского портрета Китагава Утамаро, а в I половине XIX века создатели замечательных пейзажей Кацусика Хокусай и Андо Хиросиге.В 20 веке ксилография сохранила своё значение почти исключительно как техника создания художественных гравюр — станковых и книжных.
Иллюстрации кВетхому Завету.Ганс ГольбейнМладший. 1530 г.
Иллюстрация к "ИсторииБританских птиц".Т. Бьюик. 1847 г.
Фронтиспис III главы"Книги Руфь".В. Фаворский. 1924 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.