(по-французски natur morte - мертвая природа)
В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Натюрморт - отностельно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в 17 веке. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл. И в суровом, напряжённо-аскетичном искусстве Византии, и в древнерусской иконописи натюрморт нашёл своё отражение. Он вносил непосредственность, жизненность, порой казался открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету. Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников 15-16 веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. Однако в изображении этих вещей уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра. Предметы получили в картинах новое значение в 17 веке - в эпоху развитого натюрмортного жанра. В сложных композициях они заняли свое место наряду с другими героями произведения. Уже тогда можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале 17 столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Из сознательного, углубленного интереса к жизни народа, родились обособленные и самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт. Искусство натюрморта, сложившееся в 17 веке, определило основные качества этого жанра. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека. В натюрморте отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду. Сформулированные в 17 веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины 19 века. На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир.
Натюрморт с лососем.Эдуард Мане.
Натюрморт в золотых тонах.Ася Ахундова.
Натюрморт.Ван Гог.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.