(от итальянского chiaroscuro, буквально — светотень)
1) Вид графического искусства, цветная ксилография: подразумевает создание нескольких печатных форм покрытых красками близких оттенков (для каждого цвета — отдельная деревянная доска), с которых последовательно производится печать. Для рисунка характерна пластическая обобщённость форм, и создаётся он преимущественно светотеневыми градациями.Итальянский живописец и резчик по дереву Уго да Карпи (ок. 1480—1532 г.) в 1516 году истребовал у Венецианского Сената привилегию на «новый способ печати a chiaro e scuro — вещь новую и никогда до сих пор не исполнявшуюся». Впоследствии термин кьяроскуро стали применять по отношению к любой европейской многокрасочной гравюре XVI—XVIII веков, однако, термин Уго да Карпи, как и особенности графического языка настоящей техники, подразумевает более узкое его понимание и применение. Также мастерами кьяроскуро были А. Андреани в Италии и Х. Бальдунг в Германии и другие.2) Распределение света и тени в живописи. Этот термин возник в Италии в 16 веке в качестве названия одного из видов гравюры на дереве, который в оттиске напоминает рисунок кистью, выполненный в колористической гамме из близких цветовых оттенков. Кьяроскуро как особую манеру светотеневой моделировки применяли в своих работах Леонардо да Винчи, Корреджо и венецианские мастера. Голландские живописцы, особенно Рембрандт, использовали кьяроскуро для передачи атмосферных эффектов, создания иллюзии пространства и трехмерного объема.
Диоген. Уго да Карпи.Ок. 1530 г.
Чудесный улов.Уго да Карпи. Ок. 1518 г.
Герой и Сибилл.Уго да Карпи.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.