1824 г.417x354 см, Лувр, ПарижСюжетом для этого полотна Делакруа выбрал известный эпизод времен войны Греции за независимость. В апреле 1822 года турки, пытаясь подавить повстанческое движение, вырезали практически всех обитателей островка Хиос. Это чудовищное преступление широко освещалось в европейской прессе. Приступая к работе над картиной, Делакруа своей целью ставил достижение «правдивости» изображения. Через своего шурина Делакруа познакомился с полковником Вутье, который был свидетелем этого события, и подробно расспросил его о нем. Кроме того, он много работал с редкими книгами, чтобы как можно точнее воспроизвести живые цвета персидских миниатюр. Несмотря на столь серьезную подготовку, картина Делакруа выглядит не вполне натурально. На ней мы видим несколько отдельных групп людей на фоне пейзажа, но при этом не возникает ощущения целостности композиции. Публика в оценках этой работы художника разделилась, причем обвинения в чрезмерном натурализме едва ли не заслонили собой восторги отдельных ценителей. Один из критиков, в частности, назвал картину «Резней живописи». Тем не менее, она была приобретена государством за 6000 франков - огромную по тем временам сумму.
Облаком дыма на заднем плане обозначен турецкий флагманский корабль, ведущий обстрел гавани острова Хиос.
Умирающая мать и ее ребенок заимствованы из рассказа Вутье о трагедии на острове Хиос.
Фигура всадника выявляет влияние на молодого Делакруа художников Давида и Жерико. На их полотнах часто встречаются наполеоновские офицеры, сидящие верхом на вздыбленных лошадях.
Голова пожилой женщины — повторяющийся мотив в творчестве Делакруа. Этот образ, повторенный в том, что касается позы и выражения лица, мы найдем в работе «Сирота на кладбище», также предложенной художником в Салон 1824 года.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.