1) Техника художественной обработки бархата, кожи, листового металла, картона и прочих материалов для получения на их поверхности путём выдавливания рельефных изображений. Способ выполнения тиснения металла – наколачивание через мягкую кожаную или свинцовую прокладку металлических листиков на каменную или металлическую матрицу с рельефным рисунком. Этот способ, который был известен ещё в древнеегипетском искусстве, а также в древнем искусстве других стран, применялся при массовом производстве украшений (в том числе и окладов икон). В 20 веке тиснение металла осуществляется с помощью винтового пресса. Тиснение кожи производилось с помощью нагретых матриц из металла и использовалось для книжных переплётов уже с 12 века. Этот способ получил распространение, к примеру, в декоративно-прикладном искусстве Прибалтики. Тиснёный узор на бархате продавливался предварительно раскалёнными штампами из железа.2) В полиграфии — получение изображения давлением нагретой формы на переплетную крышку, бумагу или картон; выполняется на позолотном прессе. Различают плоскоуглубленное и рельефное (конгревное) тиснения, которые могут быть бескрасочными (блинтовыми) и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).Горячее тиснение предназначено для термической печати фольгой по различным материалам: бумаге, пластику, переплетным материалам, коже, дереву и т.п. Горячее тиснение производится фольгой стандартных цветов. Получение сложносоставных цветов невозможно.Блинтовое тиснение (блинт) — для выполнения этого типа работ используют клише с высоким рельефом, чаще всего, латунное или магниевое. Блинт также может выполняться как с нагревом, так и без него. Качество оттиска в основном определяется усилием.Конгревное тиснение (конгрев) — тиснение без фольги по бумаге, картону, пластику, при котором в самом материале получается рельефное изображение, называется конгревным. Выполняется при помощи выпуклого штампа (пуансон) и вогнутого контрштампа (матрица). Кроме того, эта технология позволяет выполнять тиснение без фольги (блинтовое) по коже, дереву, изделиям из искусственной кожи, а также создание рельефных оттисков (конгрев) на бумаге, картоне, пластике. Этот вид работ может выполняться как с нагревом, так и без него; выбор рабочей температуры определяется многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом, а также пожеланиями заказчика. Носителем информации при любом виде тиснения является специальная форма — клише.Текстурирование — процесс подразумевает нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т.д.). Припрессовка голограмм — основное отличие от тиснения фольгой заключается в необходимости четко позиционировать каждую голограмму относительно изображения перед оттиском с точностью 0,1-0,2 мм. Достигается это применением лазерных регистраторов (если голограммы выклеены поштучно на бумажной ленте смотанной в рулон), а также с помощью меток на фольге, если голограммы инкорпорированы в структуру фольги.По внешнему виду получаемого оттиска различают несколько типов фольги для тиснения:
Фольга различается и по типу адгезивного (клеевого) слоя. Эта характеристика определяет температурный режим работы с ней. Также от типа клеевого слоя зависит, степень стойкости полученного оттиска на каком-либо материале и то, как получаются на этом материале «плашки» и тонкие линии или «просветы». Существует фольга для бумаги и картона, или для пластиков, или для переплетных материалов, или для кожи и т.п.
Клише для блинтовоготиснения.
Плоское тиснение фольгой.
Пресс для тиснения.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.