Техника живописи, при исполнении которой сухие пигменты разводятся в растворе клея (животного — мездрового, рыбьего, казеинового, костного, или растительного — камеди, крахмала, траганта). Это - самая древняя известная нам живописная техника. В технике клеевой живописи выполнялась монументальная живопись Древнего Востока, росписи погребальных пелен и египетских саркофагов, средневековых Индии, Средней Азии, Японии и Китая, настенные росписи 17 века в России (в сочетании с темперой или фреской). При помощи клеевой живописи созданы росписи 2-й половины 18—19 в. в общественных зданиях, церквях и дворцах европейской и американской архитектуры. В двадцатом столетии клеевая живопись служит главным образом для исполнения эскизов и театральных декораций (работы Н. Я. Головина), плакатов и декоративных панно.Любая основа в этой технике требует тщательной подготовки. Сначала необходимо достичь абсолютно плоской поверхности, покрывая стену штукатуркой, на которую затем, когда она становится совершенно сухой, накладывают один или несколько слоев кипящего клея. Этот подготовительный слой шлифуется до получения гладкой и однообразной поверхности, на которую и наносятся краски. При использовании в качестве основы дерева или ткани в грунт добавляют мела на клею. Эта техника постоянно развивалась. В средние века к клею добавляли воск или желток, разведенный в уксусе; клей мог смешиваться с гуммиарабиком, медом, молоком фигового дерева, казеином или маслом.Техника клеевой живописи требует быстроты исполнения, поскольку краски, быстро засыхая, не могут быть использованы вновь. Кроме того, во избежание поднятия нижнего слоя, нельзя накладывать живописные слои на поверхность до полного засыхания грунтовки. При этом клеевая живопись требует не меньше мастерства и ловкости, чем живопись маслом; вот почему с середины XV в. от нее постепенно отказываются, за исключением стенных росписей и, особенно, плафонов. Часто эту технику ошибочно путают с темперной живописью, в которой вместо клея используются яичные желтки.В наше время клеевая живопись относится к способам, наименее совершенным, пригодным лишь для выполнения работ, имеющих временное значение, малую художественную ценность, а также для произведений, не претендующих на долговечность, к каковым относятся, например, декорационные работы. Связующим веществом красок здесь служит обыкновенно плиточный клей различных сортов, так называемый «малярный», «столярный» и т.п. Реже применяются желатин и казеин: первый — потому, что в густом водном растворе он при охлаждении легче, чем другие сорта клея, обращается в крепкий студень; второй — вследствие своей сравнительно большей стоимости и менее легкой растворимости.Крепость клеевых растворов, т.е. пропорция между клеем и водою, бывает различна и зависит от назначения клеевых красок. Малое содержание клея в краске делает слой ее рыхлым, и краска легко стирается при трении с окрашенной поверхности и при высыхании сильно изменяется в тоне. С большим содержанием клея краски начинают приобретать большую плотность, меньшую изменяемость в тоне при высыхании и при значительном увеличении количества клея теряют бархатистость тона, присущую им, — тон «замирает» и «глохнет», как говорят декораторы и маляры.Одной из важнейших областей применения клеевых красок является выполнение театральных, декораций. Здесь матовая поверхность клеевых красок и приятная бархатистость тона их чрезвычайно уместны. Кроме того, декорации не рассчитаны на особую долговечность и, имея обычно большие размеры, нуждаются в недорогих материалах. Некоторые из красок (мел, умбра, кассельская земля, ультрамарин, брауншвейгская зелень, сиенна, слоновая кость и сажа) требуют более крепкого клеевого раствора, нежели прочие краски, так как при малом содержании клея стираются. Краски разводятся в горшках и ведрах и должны быть настолько жидкими, чтобы свободно стекать с кисти.Техника клеевой живописи затрудняется изменением тона красок при высыхании и потому требует навыка и опыта. Кроме декораций, на клею пишут театральные занавесы, декоративные панно, плакаты и пр. Все названные работы выполняются обычно тем же методом декорационной живописи. С увеличением содержания клея в красках получается меньшее изменение их при высыхании, но в этом случае трудно обойтись без добавки к ним. меда или глицерина, увеличивающих их эластичность. Медом много пользовались в старину в клеевой живописи на досках. Кроме этого, мед задерживает высыхание красок. Краски с большим содержанием клея при охлаждении студенятся, что, разумеется, осложняет работу.Прочность клеевой живописи весьма незначительна. Клей не имеет способности закрепляться сам собою и потому легко растворяется водой. Он хорошо сохраняется только при низкой влажности; в сыром же воздухе он быстро притягивает влагу, покрывается плесенью и загнивает. Для закрепления красок рекомендуется примешивать в клей раствор квасцов, обрабатывать оконченную живопись некрепким раствором формалина, а также раствором уксуснокислого глинозема; но не все краски относятся к названным закрепителям нейтрально — некоторые от них изменяются. Вот почему при желании получить более прочную живопись проще всего прибегать к иным методам, дающим лучший результат, например к темпере.
Охота фараона.Клеевая живопись.Фивы. 15 в. до н.э.
Эскиз декорации к драмеМ.Ю. Лермонтова «Маскарад».А.Я. Головин.
Женщина с шарфом.Клеевая живопись.Иран. 19 в.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.