(от латинского capella - уменьшительное от латинского сарра)
1) Капеллы характерны для англиканской и католической архитектур. Это небольшие помещения, предназначенные для молитв одного семейства знатного рода, а также для проведения церковных служб или хранения реликвий; домашние церкви в замках и дворцах для частных богослужений. Обычно размещались в боковых нефах храмов или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре. Могли быть построены во дворце или замке. Капелла употребляется не только в первоначальном смысле (придел церкви), но обозначает и то место у придела, где стоял певческий хор, а также и самый хор. Древнейшие капеллы всегда были певческими, самая древняя из них, папская, носит и теперь название капеллы. Старинные церковные сочинения всегда писались для одного хора без инструментального сопровождения, отсюда известное, до сих пор употребляемое название многоголосной вокальной музыки без сопровождения - a capella.Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла). На русский язык часто переводится словом «часовня», хотя это несколько некорректно, т.к. в часовне отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в то время, как капелла, как правило — полноценная церковь с алтарём (например, Сикстинская капелла, Мальтийская капелла, Рослинская капелла).Наиболее известные капеллы:
2) Хоровой исполнительский коллектив — с VIII в. означал состав духовных лиц при дворе (включая певчих) и место отправления церковной службы. С XV в. название «Капелла» закрепляется за церковным хором. С развитием инструментальной музыки «Капелла» обычно превращались в смешанные ансамбли из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах при церквах и княжеских дворах. В «Капелле» служили И.С. Бах, Ф.Й. Гайдн и др. Крупнейшей русской «Капеллой» была Придворная певческая капелла (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга).
Исторически сложившаяся традиция православного пения a capella и преимущественно хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре. К высшим художественным достижениям доклассического периода относятся хоровые концерты, авторами которых являлись Д. Бортнянский, М. Березовский, С. Дегтярёв, А. Ведель.3) Название оркестра особого состава — (военная капелла, джазовая капелла), а также традиционное наименование некоторых немецких симфонических оркестров (Дрезденская, Берлинская капелла и др.).
Главная апсидаПалатинскойкапеллы.
Фреска в капеллеНикколина.
Обручениесв. Екатерины.М. да Безоццо.Фреска в капеллеБронкаччи.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.