(от латинского color — цвет, краска)
1) Система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, представляющая определённое единство и эстетически преобразующая неповторимое многообразие действительности. Внешнее проявление колорита – это красочность и живописность сочетаний цветов в произведении. Колорит – один из составляющих художественного образа и одно из наиболее весомых средств эмоциональной и эстетической выразительности. Его характер неразрывно связан с индивидуальностью художника, эпохой и стилем, идеей и содержанием произведения.Существуют две колористические тенденции. Для одной свойственно осуществление полной передачи цветовой палитры действительности, света и пространства, использование рефлекса, валёра и тона. Вторая связана с применением более или менее количественно ограниченных локальных цветов или даже с символическим значением цвета. Характерна для искусства средневековья. По тональности цветовых сочетаний колорит может быть напряжённым и холодным или тёплым и раскованным. В первом случае преобладают фиолетовые, зелёные, синие тона, во втором – желтые, оранжевые, красные оттенки. По степени силы и насыщенности цветов колорит бывает блёклым, сдержанным или ярким. Может характеризоваться как тёмный или светлый и т. д. В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи колорита зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией. Колористическое решение — одно из важных изобразительных средств фотографии. Используется автором для наилучшего выражения содержания снимка. Основу колорита фотоизображения образуют цвета и тональности снимаемого объекта. Исходя из этого, автор снимка оценивает цветовые сочетания объекта съёмки и фона, выбирает расположение в кадре наиболее ярких цветовых деталей, подбирает определённую фактуру и способ освещения.Для получения необходимого колорита фотоизображения во многих случаях применяется методика так называемой цветовой организации объекта съёмки. Так, в случае создания натюрморта, павильонного портрета, изготовления рекламных фотографий предметы, фон и прочие элементы, составляющие кадр, подбираются в цветовых сочетаниях, призванных акцентировать внимание зрителя на сюжетно важных частях изображения.На колорит фотоизображения также оказывает принципиальное влияние характер освещения: направление светового потока, рисунок светотени и контраст освещения. Всё это трансформирует цвета объекта и меняет итоговые цветовые тона изображения. Поэтому колорит фотоизображения во многом зависит от пропорций освещённых и затенённых участков в кадре.При значительной доле тёмных участков цветовые тона (за исключением узкого диапазона синих оттенков) кажутся приглушёнными, часть тонов изображения (особенно пурпурные и жёлтые) воспринимается как коричневые цвета, цветные элементы теряют свою яркость, выглядят приглушёнными. При подсветке теневых участков изображения общим рассеянным светом можно изменить их освещённость и создать так называемый «бестеневой» колорит фотоизображения, которому присущи, однако, насыщенность и тона, свойственные объекту съёмки.2) В переносном значении - описательная качественная характеристика объекта, явления, события, местности, произведения искусства, основанная на внешних признаках (в том числе не обязательно зрительных), их взаимосвязи, согласованности. Совокупность особенностей, своеобразие чего-либо. Так, употребляются выражения: музыкальный колорит (преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств), звуковой колорит, национальный колорит и т.п.
Интерьер в холодномколорите.
Колорит. П. Сезанн.
Полярная композиция,разбеленный колорит,холодная гамма.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.