(от названия "копты" - египетские христиане)
Термин, который используется для описания искусства египетских христиан первых веков существования христианства, а также — художественного наследия их потомков, коптов, со средних веков до настоящего времени. Дошедшие памятники коптского искусства — это, как правило, фрески, текстиль, иллюминированные манускрипты, а также изделия из металла, большинство из которых смогло уцелеть в монастырях и церквях. Эти произведения часто функциональны, грань между искусством и ремесленничеством в них пропадает, сферой приложения мастерства становились как туники и надгробия, так и изображения святых. Большинство важнейших произведений коптского искусства хранится в Коптском музее в каирском квартале, называющимся «Коптский Каир».
Искусство коптов-христиан возникло на границе эпохи фараонов и греко-римского периода. Оно сочетает в себе элементы обеих культур и отличается светлым народным характером. Резные статуи изображали не только Геракла и Афродиту, но чаще простых людей - крестьян, чиновников, ремесленников, а также монахов.Архитектура представлена базиликами (в монастырях — Белом, Красном, Бауите), купольными гробницами (в Багауате), 2—4-этажными жилыми домами; изобразительное искусство — каменными и деревянными рельефами, росписями, миниатюрами, восковой живописью на досках; декоративно-прикладное искусство — резьбой по дереву и кости, высокохудожественными тканями.С IV в. начинает развиваться коптское церковное искусство. На первых порах оно представляет собой смешение разных стилей: здесь и наследие фараонов, и черты эллинизма, и собственно коптские традиции. Рядом с христианским крестом спокойно стоит атрибут фараона - "Анх" (иероглиф, соответствующий слову "жизнь"), которому ранние копты поклонялись как распятию. Часто по сторонам обоих крестов стоят греческие буквы "альфа" и "омега", символизируя начало и конец всего сущего. Фрески и иконы, выполненные в древнеегипетской традиции, изображают сцены из Библии. Исида с младенцем Хором превращается в Деву Марию с Иисусом, Святой Дух списан с той самой ширококрылой птицы, которая в культе мертвых эпохи фараонов воплощала душу умершего. Колоннада в христианских храмах заимствована из египетской культовой архитектуры, а в увлечении художников ярким орнаментом видна связь с искусством ислама.Пример влияния эллинистического и египетского искусства периода поздней античности - т.н. Фаюмские портреты. Лица людей из Эль Фаюма — пример коптского искусства II века, показывающий греческое и римское воздействие на коптское искусство, но с некоторыми важными отличиями от собственно египетского искусства.Арабское завоевание Египта привело к тому, что коптские мастера как сами испытали воздействие исламского искусства, так и оказали на него некоторое воздействие. Влияние коптов на арабскую архитектуру и использование некоторых коптских мотивов в исламских зданиях начинается с VII века. В то же время, Александрийская церковь коптов, как самая старая в Африке, повлияла на суданскую и эфиопскую. К примеру, некоторые формы коптского креста теперь известны как эфиопский крест, не говоря уже об эфиопских храмах, где видно влияние коптского искусства.К сожалению, много памятников коптского искусства утрачено. Повинны в этом не в последнюю очередь и археологи, которые, интересуясь только Древним Египтом, открывали барельефы фараонов, уничтожая при этом коптские фрески, которыми были покрыты эти барельефы. Никому не пришло в голову скопировать их или сделать фотографии. Жан Франсуа Шампольон, расшифровавший надпись на Розеттском камне, обнаружил в Фивах прекрасно сохранившуюся церковь V в. и ни словом не упомянул о ней в своих официальных отчетах.
Начиная с IV века церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом увеличивается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения. Большинство коптских иконописцев не подписывались. Традиция называет имена евангелиста Луки (первого иконописца) и двух коптских патриархов — Макария I и Гавриила III Александрийских. Египетские христиане считают, что искусство иконописи родилось в Египте и любят сравнивать древнеегипетскую живопись с иконами, перечисляя черты сходства.
Современное коптское искусство также известно как Нео-Коптская школа. В некоторые эпохи коптской истории иконы были главным средством выражения. Они сохранили большинство традиционных аспектов. Основные принципы — большая озабоченность религиозной истинностью и красотой, чем реализмом, или же изображением глубины и перспективы. Как в Византии и примыкающих традициях иконы пишутся фронтально, смотрящими прямо на зрителя.Школа сформировалась в 1960-х годах, основываясь на стилях и традициях, характерных икон III—VII веков. Мастера этой ранней школы иконописи особенно тщательно выписывали глаза святых, которые обращены не на молящихся, а в лишь им ведомую даль. При этом они всячески избегали излишних деталей и украшательства, являя верующим лишь те детали, которые необходимы для понимания образа.
Архангел.Коптская икона 7 века.
Голова бородатогомужчины. Коптскоеискусство.
Рельеф с изображениембога Гора, пронзающегокопьем крокодила. 4 в.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.