(от тюркских слов "кара" - черный и "даш" - камень)
Инструмент и материал для рисования, письма, черчения. Имеет вид стержня из прессованного угля, свинца, графита, сухой краски и т.д. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную деревянную или металлическую оправу.
Прототипы современного карандаша применялись в XII-XVI в. - это свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе. При работе давали темно-серый тон. Рисунок, выполненный серебряным карандашом; "не пачкает" и не стирается, приобретая со временем коричневатый тон. Для примера, подобным карандашом пользовался художник Ботичелли. С XV века вошли в употребление итальянские карандаши, которые изготавливались из природного черного глинистого сланца (черного мела) или искусственным путем - из ламповой сажи с примесью белой глины.В наше время итальянские карандаши изготавливаются из жженой кости, скрепленной в качестве связующего растительным клеем. Изготовленные по старым рецептам, они имеют сероватый оттенок, современные - дают интенсивный черный штрих с бархатистой фактурой. Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле темную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.Современный же карандаш изобрел в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но, несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм.). Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.Почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм., где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм., 0,5 мм., 0,7 мм., 0,9 мм., 1 мм.).
Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш пишет, как правило, серым цветом. Новый карандаш перед первым применением необходимо заточить. Помимо одноразовых деревянных карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями. К особым видам карандашей относятся пастель и сангина.Карандаши разделяют на твердые и мягкие. Твердые применяют для черчения. На них написано: Т, 2Т, 3Т. Буква "Т" говорит о том, что карандаш твердый, а цифры о степени твердости. Чем больше цифра, тем тверже карандаш. Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написана буква "М". Мягкие карандаши тоже различают по мягкости с помощью цифр. Чем больше цифра, тем мягче карандаш. В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.
Дворик.И. Фоменко.Карандаш.
Механическиекарандаши.
РисунокГурама Доленджашвили.Карандаш.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.